Дилерская сеть АВТОВАЗа вступила в фазу стабильности. Введенное в прошлом году разделение дилеров на четыре основные категории позволило сервисным предприятиям с гарантийным обслуживанием прийти даже в города с населением менее 100 000 человек.
Сейчас сервисно-сбытовая сеть АВТОВАЗа состоит из 400 предприятий, география которых охватывает практически все субъекты РФ, за исключением регионов с очень низкой плотностью автомобильного парка (Таймырский, Эвенкийский и Чукотский автономные округа).
Но то, что сегодня представляет собой четкую слаженную систему – с корпоративной дисциплиной, с едиными требованиями к отчетности и фирменному стилю, – еще несколько лет назад было скорее разношерстной аморфной структурой.
– Еще 5 лет назад автомобили LADA реализовывали с щебеночных площадок с оформлением документов в вагончике, – рассказывает Владимир Петров, заместитель директора по организации поставок автомобилей, запчастей и техническому обслуживанию ОАО «АВТОВАЗ». – Количество перепродавцов при этом доходило до 5–7 в цепочке, и каждый оставлял себе торговую наценку. Говорить о развитии сети розничных продаж и каких-либо инвестициях для приведения торговли в соответствие единым требованиям было бессмысленно. У многих отсутствовало понимание об элементарном предпродажном и послепродажном обслуживании. При этом сложившаяся система была ориентирована на оптовые продажи с использованием финансовых ресурсов тольяттинских дилеров (около 70%).
Сегодня ситуация кардинально поменялась. Все предприятия разделены на четыре категории в зависимости от выполнения требований – по площади шоу-рума, СТО, склада запасных частей, территории для хранения автомобилей и т.д. Дистрибьюторы и дилеры ведут отчетность о выполнении плана мероприятий по требованиям нормативных документов, движению автомобилей до конечного покупателя в информационных системах. В них также фиксируются замечания и нарушения, которые впоследствии влияют на рейтинг предприятия.
В настоящее время заключено 23 соглашения с дилерами 4-й категории, которые занимаются исключительно техническим обслуживанием автомобилей без права их реализации. Предприятия сервисно-сбытовой сети (ПССС) данной категории появляются на тех территориях, где рынок розничных продаж поделен между существующими дилерами, а производственных мощностей для обслуживания не хватает.
На сегодня мы полностью перешли на одноуровневую систему поставок автомобилей дилерам. Следующая стоящая перед нами задача – внедрение одноуровневой системы гарантийного технического обслуживания. То есть дилер должен выполнять весь комплекс возложенных на него обязательств: продажа автомобилей, проведение предпродажной подготовки, гарантийного и постгарантийного обслуживания, реализация запасных частей к автомобилям LADA. И если в 2005 году было заключено 155 договоров по гарантии, в 2006 году 240, то на сегодня заключено 327 гарантийных договоров с ПССС.
Требования АВТОВАЗа к предприятиям сервисно-сбытовой сети постоянно повышаются и даже ужесточаются. Сегодня за их невыполнение дилер может потерять свою категорию, вплоть до потери права продажи автомобилей. И кстати, несмотря на жесткость этой крайней меры, большинство вазовских дилеров сознают ее справедливость. Вот лишь один тому пример.
Население Великого Новгорода нынче около 100 000 человек, а всей области – чуть больше 700 тысяч. Регион обслуживается тремя предприятиями сервисно-сбытовой сети АВТОВАЗа. Причем одно из них получило статус дилера с правом продажи лишь в этом году, хотя работает по обслуживанию автомобилей LADA с 1998 года и, по сути, первым начало этот бизнес в городе. «Мы раньше работали через одного из тольяттинских дилеров, перепокупая автомобили для дальнейшей продажи, – рассказывает генеральный директор Николай Гордиенко. – И вот, наконец, в январе этого года стали официальным дилером АВТОВАЗа 3-й категории. То есть и с правом продажи, и с правом обслуживания автомобилей». Во многом процессу перехода в новый статус способствовало и то, что в прошлом году мы заключили договор на гарантийное обслуживание автомобилей LADA. Здесь шоу-рум на 250 квадратных метров, СТО на 13 постов; специалисты предприятия регулярно проходят курсы повышения квалификации на АВТОВАЗе, посещают семинары, организованные автозаводом для ПССС. Мастера СТО участвовали в конкурсе профмастерства, представляя свой город на этом соревновании.
«Мы очень сильно ощутили повышение требований АВТОВАЗа, – признается Николай Гордиенко, генеральный директор одного из дилерских салонов. – Как холдинг мы также являемся официальными представителями еще двух иностранных автопроизводителей. Но хочу сказать, что у АВТОВАЗа требования к своим региональным представителям гораздо серьезнее, да и отчетности больше. Но с другой стороны, мы регулярно получаем от АВТОВАЗа техническую документацию специальную прессу, журналы, материалы от маркетинговой службы, которые помогают нам в нашей работе.
Я считаю, что столь высокие требования АВТОВАЗа к региональным сервисно-сбытовым предприятиям оправданы. Владельцев российских автомобилей у нас в стране все равно гораздо больше. Почему же они должны быть ущемлены в своих правах по сравнению с владельцами иномарок? За последние несколько лет АВТОВАЗ повернулся лицом именно к регионам, мы это ощутили на себе. И это заставляет нас постоянно повышать качество работы». |