На минувшей неделе, в канун Дня работника МСП, в механосборочном производстве были собраны первые десять 16-клапанных двигателей ВАЗ-11194 объёмом 1,4 литра для автомобиля LADA KALINA.
Совпадение с профессиональным праздником оказалось случайным – дата 26 июля давно стояла в предписании, выданном производству управлением планирования и координации развития ДТР. Однако вполне закономерно то, что работники МСП с поставленной задачей успешно справились, и во вторую смену минувшего четверга цех мотор-3 выпустил 10 готовых двигателей, которые после обязательного цикла испытаний в цехе № 36-2 были переданы на сборку автомобилей LADA KALINA в цех № 45-5 СКП.
Событию этому на АВТОВАЗе предшествовала огромная работа, начиная с разработки конструкции двигателя, выполненной специалистами управления проектирования двигателей СГК НТЦ, и создания техпроцесса производства, чем занимался центр технологического проектирования службы главного технолога. Затем в МтП были выпущены заготовки блока цилиндров и головки блока. А в это время в МСП шла крупная модернизация оборудования под задачи выпуска двигателя ВАЗ-11194.
Поскольку диаметр поршня в новом двигателе составил 76,5 мм (в отличие от 82-миллиметрового диаметра поршня на двигателе ВАЗ-21124 объёмом 1,6 л), основная работа прошла в тех подразделениях МСП, которые занимаются выпуском блока цилиндров и головки блока, сборкой двигателя и испытаниями силового агрегата. Ну а главными участниками процесса в большей степени стали специалисты конструкторского отдела механизации и автоматизации (КОМА), отдела электротехнических систем (ОЭТС) и цеха станкостроения № 37-1 МСП.
Подробнее об этой работе нам рассказал и.о. главного инженера МСП Андрей Кабардин:
– Прежде всего значительный объём работ был проведён на автоматической сборочной линии "Краузе” в цехе мотор-3. Здесь силами наших специалистов были созданы новая станция по разборке облегчённой шатунно-поршне-вой группы производства Federal Mogul и новая позиция по завинчиванию шатунных болтов (облегчённая ШПГ также входит в конструкцию двигателя ВАЗ-11194). Затем прошло перепрограммирование всех автоматических станций на линии. Также была перепрограммирована и линия испытаний силовых агрегатов в цехе № 36-2: здесь были установлены новые контроллеры, подключены новые провода и сейчас идёт режим отладки оборудования.
В цехе мотор-4, где идёт обработка блока цилиндров, модернизация коснулась автоматических линий, на которых производится расточка отверстия под поршень. В данный момент здесь не освоена только одна операция – получение платы хонингования на новом блоке, поскольку необходимое оборудование подошло из Германии только сейчас. Но в эти выходные после растаможки мы будем устанавливать закупленные хонинго-вальные головки в цехе мотор-4, что позволит нам фактически завершить процесс по блоку. Для пилотной же партии двигателей эту операцию делали по обходному варианту в ОПП. А вот оригинальная головка цилиндров для ВАЗ-11194 конструктивно выполнена так, что большой модернизации не потребовала, – в цехе мотор-8 на линии по изготовлению головки цилиндров были лишь доработаны две борштанги, чтоб они не задевали растачиваемые отверстия.
Весь процесс модернизации, включая изготовление двух новых станций, перепрограммирование и т.д., был довольно длительный и потребовал больших усилий не только КОМА, ОЭТС и цеха № 37-1, но и других подразделений МСП – в том числе ТОМО, ОАЭСП, ОПиКР, ОАиПРО, ремонтной и других служб. Основная сложность всей этой работы была в том, что программирование и перепрограммирование автоматических станций мы делали по чертежам, не имея прототипа. Но опыт наших конструкторов, проектировщиков позволил провести модернизацию на таком уровне, что первая, пробная сборка новых двигателей выявила лишь минимальные замечания, которые легко устранимы. Этим мы сейчас и занимаемся. А предварительный план августа – уже 500 двигателей ВАЗ-11194. |